Людмила (lussiliberts) wrote,
Людмила
lussiliberts

Category:

Батюшке нашему дорогому отцу Иоанну (Миронову) сегодня 90лет!

отченькабатюшка Иоанн

Уже 61 год протоиерей Иоанн предстоит Престолу Божию!
"Пришлось сменить семь приходов. Находились люди, которые писали донесения властям предержащим. Но, однако, всегда рядом были добрые и доброжелательные люди. И было их всегда больше, чем недобрых. Храм «Неупиваемой Чаши» – мой последний приход, где я служу с 1999 года. Радостно, что приходит помолиться столько народу, что здесь часто служат столько молодых священников и диаконов. А с вами и я молодею. За всё и за всех – слава Богу" - говорит отец Иоанн.
Наше с мужем моим венчание было первым в храме "Неупиваемой Чаши", батюшка подписал нам подаренные иконы, и мы с ним все время в молитвенной связи.
Господь за его многолетние труды послал ему дар духовного видения, прозорливости и удивительной молитвы, и мы знаем, что он помнит и молится о нас тоже, даже когда нас рядом нет. Он учил меня молитве, когда нет духовника рядом: - А ты молись: "За молитвами духовного отца, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне".
Летом 2000 года я беседовала с отцом Иоанном по благословению игумена Валаамского монастыря Панкратия для публикации в электронном журнале монастыря, который в то время так и не появился. А запись беседы я храню.
Тогда в начале двухтысячных много было вопросов о младостарчестве, восстанавливались монастыри, а духовных наставников не хватало, вот и возникали незрелые "старцы" и вместо пользы много вреда вносили в монашескую жизнь. Меня попросили задать отцу Иоанну вопрос о младостарчестве. Так я поинтересовалась, кто же такие старцы и как можно понять, кто действительно старец?
Отец Иоанн признался, что вопрос это не простой, улыбнулся мне и я нажала кнопку диктофона.

"Господь посылал пророков иудейскому народу, так же и старцы не сами по себе возникли, а по благословению Божию. Поэтому старчество - это великий подвиг и великое у старца должно быть смирение перед тем народом, которому он служит. Без смирения и без подвига нет старчества.
Современные старцы - это только те, которые уже подвиги принесли Господу, мученичество претерпели в тюрьмах, в лагерях, как старец отец Николай Гурьянов, отец Иоанн Крестьянкин, отец Кирилл Павлов, архимандрит Наум в Троице-Сергиевой лавре и другие подвижники. Но из наших, в таком большом городе разве может быть...
Были прежде, как старец Серафим Вырицкий - это другое дело. Они провели жизнь в подвигах, в гонениях, когда гонение было на Церковь!
А младостарчеством я называю такое явление, когда молодые думают, что достигли какого-то совершенства духовного, а на деле мы еще не достигли ничего, и первую ступеньку не прошли...
Поэтому мнить себя старцем - это есть великий грех.
Старцы - это избранники. Сам народ избирает. Голос народа - голос Божий. Это не так просто.

О первом послушании и молитвенном правиле отец Иоанн вспоминал с умилением:
"А молитвенное правило было простое: если можешь, то молись, а главное, выполняй послушание. Новоначальным надо иметь послушание, как говорят старцы: "наипаче поста и молитвы". Пост - хорошо и молитва - хорошо, а послушание выше. Потому что тут отсекаешь свою волю и подчиняешься воле старца и воле Божией. А без смирения нет и спасения.
В Пскове собор восстанавливали, и там многое надо было делать, и все, что батюшка скажет, мы делали беспрекословно. Это было послушание - после разрухи все восстанавливать. Все разбито было после войны. Мы чистили церковную утварь, подсвечники - всё, что привозили из закрытых церквей.
Бывало, сидишь целый день - трешь. Батюшка придет и поругает еще, что нехорошо что-то сделали и снова переделываешь. Послушание надо исполнять хорошо.

Спрашиваю: - А когда духовный отец где-то далеко и приходится принимать решение самостоятельно, то как это правильно нужно делать?
Отец Иоанн объясняет, наставляет, и я чувствую себя уютно, словно в детстве рядом с дедушкой, который тихо так говорит: - А ты молись: "За молитвами духовного отца, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне". И открой Евангелие, почитай, помолись и Господь Сам внушит тебе. Мы живем по благодати Духа Святого и Господь Сам говорит: "Не весте ли яко вы - Храм Божий и Дух Божий живет в вас".
Вот я сегодня как раз читал о том, что Дух Божий можно приобрести, и потерять. Если мы после крещения сосуд свой перевернули к земле, то благодать уже не попадет в этот сосуд. И если открыли сосуд полностью, а благодать там была, да поставили к солнцу - испарится благодать, а надо так, как мы просим в молитве "Царю Небесный": "приди и вселися", чтобы была чистота. Чистота сердечная не вымывает из нас благодати.
Но когда рассеянность, когда мы подставляем себя как сосуд открытый под солнце, чтобы он высох - это плохо.
Или еще благодать я часто сравниваю с птичкой, которою любуешься, как она поет. Не шевелишься - и она долго может петь, а чуть только рукой махни или пошевелись - и птичка улетает, и голос замолкает. Так и здесь, если мы что-то сделаем не по-Божьи, моментально удаляется от нас благодать Господня.
После владыки отца Иоанна был моим духовным отцом великий молитвенник - старец отец Александр Ильин. Как-то я задал ему вопрос: - После войны у меня было обилие слёз, батюшка, куда ж они потерялись все?
А он был ласковый такой, добрый и отвечает мне: - Ванюшко, тогда-то ты заслужил эту благодать по милости Божией, а теперь-то надо великим трудом приобрести это делание духовное.
Дается благодать от Господа, но чуть погордились или рассказали кому-то, так моментально исчезает. Даже и сказать-то нельзя, только духовному отцу можно сказать...
Часто бывает мироточение икон, звонят мне: - Батюшка, как?
- Молчи и не говори никому, благодари Господа, что Он посетил твой дом, возрадуйся духом, как Матерь Божия, когда Ей было возвещено благое: "возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем". Так и ты возрадуйся. Духовнику скажи, а больше никому, а то благодать исчезнет.
Когда имеешь сокровища, то не открываешь их всем: вот, глядите - я имею алмазы, бриллианты...
Ты хранишь их где-то далеко, детям даже не показываешь, чтоб по неосторожности не пропали. Это материальные драгоценности ты прячешь, а как же мы должны прятать святыню благодати Духа Святого!
И только когда Господь запечатлеет се Духом Святым, как пророку Исайи, коснувшись горящим углем уст его, и скажет: "иди и жги сердца людей" (Ис.6, 6), как поэт позже написал, тогда только можно..."

И снова я обращаюсь с вопросом: Батюшка, а когда духовник благословляет и молится по просьбе духовного чада о поступлении в ВУЗ, например, или об операции, но чадо проваливается на экзаменах, операция проходит неудачно?..
Отец Иоанн: "Значит так Господу угодно. Господь говорит: "Что ни делаете - делаете во Имя Мое, просите - и дастся вам". Но бывает, в просьбе нашей нет для нас пользы. Бывает, через десятилетия только думаем: - Господи, как хорошо, что Ты отвел меня от этого!
Некоторые стремятся стать врачом, а потом видят, что они не способны, что не любят больных. Врач должен любить больного, как пастырь должен любить каждого человека. А если он относится с холодком, то значит, что он плохой врач. Врач должен с любовью подойти к больному и не столько делом помочь ему, сколько словом. Как опытные врачи говорят, что уже половину болезни снял с человека, когда ласково поговорил, когда ободрил дух больного. С любовью Божией, с молитвой о страждущем врач побеждает половину болезни, а потом уже лечит лекарствами.
Так и духовник должен ободрить человека, что Господь пришел для всех грешных, Он пришел и для тебя. И человек уже задумается, опомнится и станет каяться в своих грехах.
И как Господь сказал: - Иди и впредь уже не греши!
И человек получает опять в сосуд свой благодать Духа Святого.

Спрашиваю: Святые отцы говорили, что духовник должен быть достаточно прозрачен, чтобы не быть стеною между духовным чадом и Господом. Как Вы, батюшка, это объясните?

Отец Иоанн говорит важное, о чем, может быть, многие забывают, а он помнит всегда, слушая каждого из нас и отвечая: - Мы к Господу входим сразу. Вот я прошу: - Господи! И Господь уже слышит. Так и я должен, пока иду в алтарь, слышать всех, кто ко мне обращается, чтоб не быть стеной.
Если я не выслушаю своих духовных чад, то Господь уже не будет слушать и меня - духовника. И если духовник возгордится, что он для чада выше Бога, как Валтасар возгордился и не воздал Славу Божию, и рука Господня написала страшные слова, и в ту же ночь Валтасар был убит (Дан. 5), так и для духовника духовное делание очень ответственное и очень страшное.
Господь говорит: "Кто делает дело Божие с пренебрежением - проклят есть". Поэтому пастырь особенно должен быть всегда готовым выслушать своего пасомого.

10. 06. 00 г. С-Петербург.
Л.Л.

Батюшке тяжело но он, поддерживаемый под руки служит, люди тянутся к нему за помощью, за молитвой, за рассуждением, много-много людей... Господи, дай сил, храни нашего батюшку Иоанна!


Tags: пастырь добрый
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments